?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
M ( ma - miyabi )
azbuka_haikai wrote in azbuka_haiku

Термин

 

Написание

Перевод

Толкование

ma

пространство, интервал

Эстетическая категория, характерная для многих видов традиционного японского искусства. Пауза в нужном месте, временно образованное пустое пространство, умолчание могут быть так же красноречивы, а зачастую и намного более сильны по воздействию, чем сами слова. В haiku ma образуется с помощью kire, создающим пространство между двумя частями произведения или в конце него, и помогает лучше донести суть, смысл стихотворения (kokoro).

 

Говоря словами Р.Г. Блайса, «реальность заключается не в вопросе и не в ответе, а в паузе между ними».

 

maeku

前句

предыдущий стих

Предыдущая строфа, к которой другой автор должен добавить следующую. Иногда значение maeku неясно, либо так двусмысленно, что читатель может понять его только в сопровождении tsukeku — следующего стиха.

 

maeku awase

前句合

конкурс maeku

Конкурс, в котором выбираются maekutsuke для антологии. Синоним — tsukinami (1).

 

maeku no jō o oshidasu ku

前句の情を押出す句

строфа, раскрывающая чувство предыдущей строфы

Один из восьми стилей присоединения строф в renga, приведённых в работе ученика Мацуо Басё Кикаку «Kikaku jūshichi jō», а также в работе Такая Кито «Tsukeai tebikizuru».

 

maekutsuke

前句付

присоединение
к предыдущему стиху

Игра на основе renga, в которой кто-то (обычно признанный поэт, мастер) пишет maeku, а кто-то другой (либо все участники) добавляет tsukeku. Это может быть конкурс, в котором мастер объявляет победителя. Maeku с tsukeku составляют tan-renga, кратчайшую из всех существующих.

 

magirakashi

まぎらかし

обманывающий, сбивающий с толку

Термин, введённый поэтом и теоретиком haikai Ёса Бусон (1716 — 1783).

 

Негативная характеристика поризведения haikai, написанного в манере, ещё более сложной и запутанной по сравнению с shiorakashi.

 

Такие стихотворения могут при первом прочтении произвести впечатление на читателя, даже эпатировать, но на самом деле в них нет необходимой haiku динамики.

 

magokoro

真心

истинные чувства

Непреходящие человеческие чувства. В силу этой непреходящести древнее стихотворение может быть актуально и через тысячу лет.

 

makoto

.

непосредственность, искренность

Поэтический стиль, приверженцем которого был Оницура. Данному стилю свойственны непосредственное, даже детское восприятие окружающего мира, отсутствие игры слов и вычурных образов. Явления природы в произведении описываются как таковые, а не в качестве метафор или символов, скрытых концепций или идей.

 

makura kotoba

枕言葉

 

слова-подушки

В поэзии waka — устоявшийся, постоянный эпитет, изменяющий значение последующего слова. Так называют определённые слова или фразы (обычно из 5 on), которые имеют общепринятые ассоциативные связи с другими определёнными словами или фразами (обычно из 7 on) по значению, созвучию. При помощи этого приёма поэт мог привнести дополнительную глубину, смысл в своё произведение.

 

mankuawase

万句合

большая коллекция стихов

Антология tsukeku, отобранных и опубликованных по результатам турнира maekutsuke.

 

Manyōshū

万葉集

«Собрание мириад листьев»

Самое древнее собрание японской поэзии; состоит из 20 книг, в которых содержится около 4500 стихотворений жанра nagauta, tanka, sedōka; составитель неизвестен; Manyōshū насчитывает три раздела (sōmon, banka, jōka); время составления — с конца эпохи Nara и до начала эпохи Heian (конец VIII в.).

 

masuragokoro

益荒心

мужественность

Поэтический идеал некоторых поэтов XVIII века, возникший в противовес женственности большинства waka того времени. Считается, что этот принцип был отражен ещё в Manyōshū.

 

mei (1)

яркость, прозрачность

Одна из эстетических категорий sōbi, характерная для периода Jōdai.

 

mei (2)
 
надпись, эпиграфика

Один из 21-го типа haibun, которые выделяет в сборнике “Fuzokumonzen” Морикава Кёрику. Текст, который изначально писался на камнях, металле и утвари. В нем содержится краткая история предмета или явления и восхваление его достоинств. Как правило, текст ритмически организован.
 

Meiji

明治

Мейджи

В истории Японии — период с 1868 по 1912 год н.э.

 

michisuji

道筋

путь, маршрут

Логика, рациональность, семантическая последовательность в соединении строф, характерные для kotoba-tsuke и kokoro-tsuke.

 

miire

見入

пристальный взгляд

Один из шести принципов соединения строф в renga, которые описывает ученик Мацуо Басё Ромару в своей работе «Kikigaki nanokagusa».

 

Данный принцип предполагает фокусирование tsukeku на центральном, наиболее существенном моменте maeku, его интерпретация. Miire несколько напоминает kotoba-tsuke в силу того, что tsukeku связано лишь с одной частью (или словом) maeku.

 

min’yō

 

народная песня

Песня неизвестого сочинителя.

 

mitate

見立て

выглядядеть как нечто другое

1)      Приём, характерный для жанра senryū. Завуалированное, иносказательное изображение объекта сатиры, насмешки.

2)      Двойное видение, при котором поэт одновременно видит/описывает (зачастую в заимствованном пейзаже shakkei) два пейзажа: современный и древний (или далекий). Обычно имеет место при написании honkadori.

 

mitsumono

三物

три вещи

Renga из 3 строф: hokku, wakiku, daisan.

 

miyabi

элегантность

Элегантность, куртуазность.